Deprecated: Function ereg_replace() is deprecated in /home/h382593/sovazs.com/docs/showarticle.phtml on line 44
№03(36) 2005
ИСТОРИЯ

Самая знаменитая ракушка в мире

В 1833 г. английский купец Маркус Сэмюэл (старший) открыл в Лондоне небольшой магазин экзотических вещиц, среди которых были шкатулки, украшенные морскими раковинами. Тогда еще никто не знал, что ракушка (shell) станет символом известного во всем мире концерна. Сегодня красно-желтая ракушка — эмблема Shell — зарегистрирована как товарный знак более чем в 160 странах мира. Продажа сувениров оказалась прибыльной, и, когда в 1869 г. сын предпринимателя Маркус Сэмюэл (младший) занял должность клерка в семейной фирме, он уже мог гордиться масштабами бизнеса: семья наладила довольно бойкую торговлю «колониальным товаром»: были подписаны контракты с ведущими торговыми домами всей Восточной Азии. Однако молодого коммерсанта тянуло в большой бизнес; Сэмюэлу-младшему хотелось стать настоящей «акулой капитализма». И он ею стал…

В начале 1890-х гг. Ротшильды и Нобели искали талантливого менеджера, который бы помог им в конкурентной борьбе с Рокфеллером — владельцем мощной и мобильной нефтяной компании Standard Oil. Среди лондонской деловой элиты Маркус Сэмюэл-младший пользовался хорошей репутацией, и миллионеры обратились за помощью к нему. Сэмюэл предложил гениально простой план: демпинг, выход на рынки, уже покоренные Standard Oil плюс полная конфиденциальность мероприятия. От заказчиков требовалось одно: пролоббировать проход танкеров с каспийской нефтью через Суэцкий канал. Ротшильды пролоббировали его, и план Сэмюэла увенчался успехом.

Круг деятельности братьев Сэмюэлей быстро расширялся, особенно после того, как в 1890 г. Маркус Сэмюэл-младший посетил Батуми, откуда экспортировалась бакинская нефть. Он решил взяться за транспортировку сырья по всему миру с помощью танкеров.

Оказавшись весьма предприимчивым человеком, уже в 1892 г. он сумел построить на одном из английских судостроительных заводов свой первый танкер под названием Murex водоизмещением 5 тыс. т. Кроме того, Murex отвечал требованиям морских перевозок через Суэцкий канал, по которому и планировалось перевозить нефть и продукты из нее. Первый рейс — с 4 тыс. т русского керосина — Murex совершил в августе 1892 г. по маршруту Батуми — Сингапур — Бангкок. Транспортировка нефти породила и новые проблемы с необходимостью ее перевалки и хранения. С целью решения данной проблемы предприимчивый Сэмюэл построил большие емкости для хранения нефти в портах Дальнего Востока, что позволило компании с большей эффективностью заниматься транспортировкой черного золота.

Нефтяные магнаты
Роль управленца, пусть даже в престижной компании Ротшильдов, не удовлетворяла амбиции Маркуса Сэмюэла. Он мечтал о собственной нефтедобыче. По словам биографа, «он едва не сошел с ума в поисках нефти». Наконец в 1895 г. Сэмюэл смог приобрести права на концессию в районе Кутей в восточной части о. Борнео, и в апреле 1898 г. забил первый нефтяной фонтан. Однако химические характеристики добываемой на Борнео сырой нефти были таковы, что из нее невозможно было получить достаточное количество керосина. Зато в неочищенном виде ее можно было использовать как топливо.

В 1897 г. Сэмюэл сделал важный шаг в организационном оформлении своего бизнеса. Это был оборонительный ход. Чтобы добиться лояльности различных торговых домов, образовывавших в Восточной Азии Синдикат нефтехранилищ, он сделал их всех акционерами новой компании, которая включала все его нефтедобывающие предприятия и танкерный флот, а также нефтехранилища, принадлежавшие различным торговым домам. Новая компания, специализировавшаяся на торговле нефтью и керосином, получила название Shell Transport and Trading Company Limited. Вот так морская раковина, позаимствованная из детских воспоминаний, стала символом компании.

Вторая часть названия — Royal Dutch появилась гораздо позже. Сначала голландская Royal Dutch Petroleum Company, ведшая разработку богатого месторождения на о. Суматра, была отдельной компанией. В 1900 г. ее директором-распорядителем, а затем и председателем совета директоров стал Генри Детеринг (1866–1939), которого впоследствии назвали нефтяным Наполеоном. Начиная карьеру в Royal Dutch, Детеринг считал необходимым объединение новых нефтяных компаний, видя в этом единственный способ защитить Royal Dutch от «кита нефтяной промышленности», принадлежащего Рокфеллеру, — Standard Oil. В 1901 г. Shell и Royal Dutch контролировали в общей сложности более половины экспорта нефти из Восточной Азии и России. «Разрушительная конкуренция» этих двух компаний и стала тем пунктом, с обсуждения которого Детеринг начал чрезвычайно важные переговоры об объединении со своим главным соперником — Маркусом Сэмюэлом. Положение усложнилось, когда в середине октября 1901 г. Маркус Сэмюэл отправился в Нью-Йорк на встречу с представителями Рокфеллера с целью договориться о союзе со Standard Oil. Несмотря на длительные переговоры, стороны не достигли консенсуса.

Детеринг, опасаясь, что Standard Oil захочет исправить свою ошибку, спешил заключить сделку с Shell. И торопился он небезосновательно: за два дня до Рождества 1901 г. Standard Oil все-таки назвала свою цену приобретения Shell. Сумма была огромной для того времени — 40 млн долл. (около в перерасчете на нынешние деньги — 500 млн долл.). Маркусу Сэмюэлу предстояло принять одно из самых мучительных решений в жизни: согласиться на фантастически крупную сумму, приобрести почти немыслимое богатство и стать одним из важнейших людей в структуре управления империи Standard Oil или попытать счастья с Детерингом и Royal Dutch. Standard Oil была очень щедра в отношении денег, однако настаивала на полном контроле. Таким образом, от британской компании контроль должен был перейти к американской, а на это, невзирая на величину предложенной суммы, Сэмюэл пойти не мог. И он принял предложение Детеринга.

Союз был скреплен в 1907 г. — так возникла группа Royal Dutch/Shell. В новой компании с двумя штаб-квартирами — в Лондоне и Гааге — 60% акций принадлежали Royal Dutch и 40% — Shell. Это соотношение сохраняется до сих пор.

Под руководством Детеринга компания начала динамично развиваться, постепенно расширяя географию бизнеса. Разрабатывались новые месторождения сырой нефти, разбросанные практически по всему Земному шару мощные нефтеперерабатывающие заводы контролировались, в целях более оперативного спроса на нефтепродукты, центром. Были приобретены права на добычу нефти в Румынии (1906 г.), России (1910 г.), Египте (1913 г.), Венесуэле (1913 г.) и некоторых других странах и регионах. Вскоре после объединения Детеринг попытался договориться со Standard Oil о разделе «сфер влияния», но вместо этого получил предложение продать Royal Dutch/Shell за 100 млн долл. Детеринг отказался, и компания Рокфеллера ответила на это волной снижения цен, начав новый этап нефтяных войн.

Ко всему прочему Standard Oil также образовала голландскую дочернюю компанию, чтобы получить нефтяную концессию на юге Суматры. У Детеринга больше не было выбора — оставалось переходить в контрнаступление, а это означало лишь одно: «В Америку!» Если бы Royal Dutch/Shell не проявляла активности в Америке, она оказалась бы уязвимой перед снижением цен, проводившимся Standard Oil: американский гигант имел возможность сбывать в Европе излишки бензина и керосина по сниженным ценам, сохраняя в то же время в Америке более высокий уровень цен, а следовательно, и прибыли.

Такое положение обеспечило Standard Oil устойчивость, ведь она могла использовать свою американскую прибыль для покрытия потерь из-за рыночных войн в Европе и Азии. Понимая это, в 1913 г. Детеринг начал непосредственную добычу нефти в Калифорнии. Вторым направлением экспансии Royal Dutch/Shell были центральные районы континента. В Соединенные Штаты был направлен специальный агент для того, чтобы быстро все организовать. Обосновавшись в Талсе, Детеринг приобрел несколько небольших предприятий и включил их в новую компанию — Roksana Petroleum. Так Детеринг достиг более крупной цели — он закрепился на родной земле Standard Oil. В связи с развитием морского и автомобильного транспорта Shell сделала ставку на производство мазута и бензина и не ошиблась: это принесло ей колоссальные прибыли.

Военное время
Первая мировая война несколько замедлила стремительное восхождение компании на нефтяной Олимп, но после ее окончания активный рост возобновился. Создавались компании в США, на Ближнем Востоке, в Малайзии, в Восточной и Южной Африке. В начале 1930-х гг. Shell сделала первые шаги в освоении производства химических продуктов, основанных на нефти. К концу 1930-х гг. Shell добывала около 600 тыс. барр. сырой нефти в день, что составляло более 10% мировой добычи.

Годы Второй мировой войны были нелегкими для Shell. Германия оккупировала Нидерланды; Румыния и Дальний Восток также оказались для компании за чертой досягаемости. Впрочем, Shell активно сотрудничала с правительствами стран-союзников, обеспечивая бесперебойные поставки авиа- и автобензина, а также мазута на места военных действий.

Shell Chemical Corporation наладила производство бутадиена для изготовления искусственного каучука. Во время войны все танкеры компании перешли под командование правительства, в результате чего в 1945 г. Shell недосчиталась 87 своих судов.

По окончании войны концерн принялся за восстановление разрушенных предприятий и довольно быстро справился с этой задачей. Началось наращивание перерабатывающих мощностей, выпуск нефтепродуктов возрос почти во всех регионах, особенно в Венесуэле.

Лидерство
В начале 1950-х гг. мировая экономика ощущала потребность в новых источниках сырой нефти. Концерн развернул поисково-разведочные работы в Алжире, Тринидаде, на шельфе Британского Борнео. Были открыты месторождения в Нидерландах (Схунебек), Канаде, Колумбии, Ираке. Возросшие объемы добычи нефти, естественно, повлекли за собой строительство новых НПЗ; крупнейшие из них были возведены в нидерландском порту Пернис, французском Руане, Кардоне (Венесуэла), Джилонге (Австралия), Бомбее.

В 1950-е гг. на долю Shell приходилась уже одна седьмая всего мирового производства нефтепродуктов, и выпуск их постоянно рос. Для транспортировки нефти потребовались более мощные и вместительные танкеры (до 200 тыс. т), вскоре такие суда стали основной единицей флота Shell.

В 1959 г. совместное предприятие Shell и Esso открыло в голландском городке Гронинген одно из богатейших месторождений природного газа. Добыча газа стала еще одним направлением многопрофильного концерна Shell. К началу 1970-х гг. в Гронингене добывалась половина газа, потребляемого в Западной Европе.

В середине 1960-х гг. Shell разведала сразу несколько уникальных газовых месторождений в Северном море, что потребовало разработки новой технологии морских перевозок сжиженного газа. Спустя 10 лет Shell и ее партнерам удалось осуществить поставки 5 млн т сжиженного газа из Брунея в Японию. Shell стала пионером крупномасштабных проектов сжижения газа и дальних морских перевозок. В 1980-е гг. экспорт сжиженного природного газа, добываемого концерном, значительно возрос: в 1989 г. был реализован крупнейший проект разработки северо-западного шельфа Австралии и поставок сжиженного природного газа в Японию.

Новая история
В середине 1970-х гг. спрос на нефть упал. Однако события в Иране 1978-1979 гг. и связанные с ними ограничения на поставки нефти создали дефицит топлива и актуализировали поиск альтернативных источников энергии. К концу 1970-х гг. потребление газа в Европе возросло более чем в два раза, 50% этого количества обеспечивали Shell и ее партнеры.

К концу 1970-х гг. Royal Dutch/Shell перерабатывала на своих заводах около 3 млн барр. сырой нефти. В следующее десятилетие компания вступила с новой стратегией, предполагавшей диверсификацию бизнеса. В сфере внимания Royal Dutch/Shell оказались угольная промышленность, металлургия и нефтехимия. В эти годы концерн сделал несколько существенных открытий: второе по величине в Европе газовое месторождение «Троль» в Северном море, а также «Булвинкл» и «Аугер» в Мексиканском заливе. В 1989 г. суточная добыча нефти с платформы «Булвинкл» достигла 8 тыс. барр. А через 10 лет общая добыча сырья компанией составила 2,3 млн барр./сут. (113 млн т в год).

В 1980-е гг. усилия компании Shell сосредоточились на дифференциации продуктов и услуг, повышении эффективности производства посредством автоматизации сетей распределения и сбыта. В этот же период Shell перешла на производство неэтилированного бензина, экологически более чистого топлива. Расширяя спектр своей деятельности, концерн укреплял собственные позиции в угольной и металлургической промышленности, а в 1981 г. в Вендаме (Нидерланды) вступил в строй крупный завод по производству магния.

К концу десятилетия компания перерабатывала на своих заводах около 3 млн барр. сырой нефти, четверть от совокупного дохода концерна составляли доходы от химического производства. И все-таки 1980-е гг. стали беспрецедентными по разработке морских месторождений в Северном море: в его норвежском секторе было открыто второе по величине в Европе газовое месторождение «Тролль». В Мексиканском заливе были разведаны два крупнейших месторождения нефти и газа — «Булвинкл» и «Аугер». В 1989 г. суточная добыча нефти с платформы «Булвинкл», установленной на глубине 412 м, достигла 8 тыс. барр. Через пять лет была сооружена еще одна гигантская платформа, «Аугер», на предварительно натянутых опорах. Высота второй платформы составила 872 м, это самое высокое стационарное сооружение в мире на морском дне. К 2000-му г. добыча с него нефти составила 40 тыс. барр./сут., а газа — 4 млн м3.

С 1990-х гг. Royal Dutch/Shell присутствует на нефтегазовом рынке России. Она — активный участник проекта «Сахалин-2», в который вместе с другими западными компаниями инвестирует 10 млрд долл. Она первая из западных компаний (после национализации отрасли саудовскими властями в 1975 г.) получила разрешение на разработку месторождений Саудовской Аравии. Стоимость проекта — 15 млрд долл. До 2001 г. Royal Dutch/Shell была самой крупной нефтяной компанией мира, но после слияния двух американских гигантов — Exxon и Mobil — переместилась на вторую строчку мирового рейтинга.

Сегодня Shell — один из наиболее динамично развивающихся концернов. Основные приоритеты в его политике определяются не только техническими, экономическими и политическими векторами, но в большей степени экологическими. Shell, безусловно, по плечу решение глобальных задач по обеспечению топливом и смазочными материалами значительной части мира.

* * *


Сегодня концерн Shell ведет работу в пяти основных направлениях:
- разведка и добыча углеводородов;
- нефтепродукты;
- продукты нефтехимии;
- газ и энергетика;
- возобновляемые источники энергии.

Масштаб глобального бизнеса Shell поистине уникален:
1) Более чем в 1,7 тыс. компаниях концерна в 135 странах трудятся 96 тыс. чел., говорящие на 51 языке.
2) Компании концерна ведут разведку и добычу нефти и газа более чем в 45 странах мира.
3) Добыча нефти составляет 2,3 млн барр./сут. (113 млн т в год).
4) 45 тыс. АЗС и сервисных станций Shell в 90 странах ежедневно обслуживают 20 млн клиентов.
Каждые четыре секунды в одном из 650 аэропортов по всему миру, по крайней мере, один самолет заправляется авиационным топливом Shell. 5) Shell полностью или частично владеет 56 НПЗ.

Royal Dutch Petroleum Company и Shell Transport and Trading Company являются т. н. материнскими компаниями. Они не осуществляют производственной деятельности и не входят в состав концерна. Торговля их акциями ведется на биржах восьми европейских стран и США. Материнские компании владеют акциями холдинговых компаний концерна:
- голландской Shell Petroleum N. V.,
- британской Shell Petroleum Company Ltd.

Холдинговым компаниям принадлежат все акции в сервисных компаниях, а также, прямо или косвенно, вся доля концерна Shell в производственных компаниях, кроме тех, которые пренадлежат Shell Petroleum Inc.

Оперативное управление концерном на высшем уровне осуществляет Комитет управляющих директоров — он отвечает за стратегическое планирование и определение политики концерна. Комитет выступает гарантом репутации Shell во всем мире.

Компании концерна Royal Dutch/ Shell производят широкий ассортимент смазочных материалов для самых различных областей применения. Масла и смазки вырабатываются из тщательно подобранных базовых компонентов и присадок, которые, прежде чем быть допущенными к применению, проходят полный цикл испытаний. Как того требует Система качества, все принадлежащие Shell заводы сертифицированы в системе ISO 9000, проходят сертификацию по ISO 14000 и QS 9000, что является официально признанной международной гарантией стабильно высокого качества выпускаемой ими продукции.

Высокий технический уровень выпускаемой продукции обеспечивается постоянным, тесным и плодотворным сотрудничеством с важнейшими производителями оборудования как на мировом, так и на национальном уровне. Результатом такого сотрудничества является поддержка и применение смазочных материалов с маркой Shell лидерами мирового машино- и двигателестроения.
На главную страницу | Вывести на печать | Закрыть окно
© «Современная АЗС» 2002-2021. Все права на материалы, опубликованные на сайте, защищены в соответствии с законом об авторском праве. В случае использования текстовых и фотоматериалов ссылка на «Современную АЗС» обязательна! В случае полной или частичной перепечатки текстовых материалов в Интернете ссылка на «Современную АЗС» обязательна! Адрес электронной почты редакции: pr@sovazs.com